Конспект и презентация урока музыки на тему » Океан море синее» 3 класс. Содержит проверочную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_muzyke_na_temu_okean_more_sinee_3_klass_-_3.docx | 100.38 КБ |
sadko_2.pptx | 680.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Океан море синее».
Тип урока: комбинированный
Цели: сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы — былины «Садко».
Предметные: продолжить изучение былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы — былины «Садко».
познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук
коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.
Оборудование: аудиозапись оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись звучания гуслей; портрет композитора; цветные бумажные фигурки синего и жёлтого цветов, альбом, цветные карандаши.
Методы и приемы
Здравствуйте дети. Меня зовут Анастасия Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.
Актуализация знаний; постановка темы урока
— У вас на столах лежат небольшие листочки с заданиями. Сейчас вы в парах должны будете сделать все задания, после чего мы узнаем тему нашего урока.
— Кто сделал, поднимите руки. Заканчиваем.
— что у вас получилось?
— Сегодня мы познакомимся со вступлением к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» — «Океан – море синее».
— что такое опера?
— что такое былина?
— что такое опера- былина?
— знаете оперу-былину «Садко»?
— может кто- то кратко рассказать оперу – былину «Садко»?
— кто главные герои в опере – былине?
Вступление к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» — « океан- море синее»
— жанр музыки, музыкальный спектакль где все герои поют
- — Русская народная эпическая песня о богатырях.
Опера на сюжет былины
— Волхова, Морской царь
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Открытие новых знаний
— Попытайтесь представить море в этой музыке. как оно изменяется, как мы это слышим?
— как море изменяется в музыке?
— как мы это слышим в музыке?
Ребята, а почему Римский – Корсаков назвал эту часть произведения «Океан – море синее»? Что он хотел изобразить в музыке?
— Правильно ребята. Римский – Корсаков Николай Андреевич — композитор сказочник. Он умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Он очеловечил море. Так и океан. Океан как живой участвует в событиях оперы.
— А всегда ли одинаково звучит мелодия? Давайте посмотрим на слайд. Там показаны два состояния моря. Какие?
— Ребята, если вы вслушаетесь в главную интонацию музыкальной картины моря, то вы услышите всего три звука. Мы видим, как меняется характер музыки. В чём секрет? Что изменяется в звучании?
— что такое динамика? Какая она бывает?
— что такое темп? Какой он бывает?
— изменяется темп музыки? Как?
— оно, то спокойное, то бурное.
— волны море, морская стихия
— Спокойное и бурное
— динамика и темп
— динамика- это сила звука в произведении. Громко, тихо.
— темп – это скорость движения музыки. Они бывают быстрые, медленные, умеренные.
— он изменятся, но это не так сильно заметно
Оформлять свои мысли в устной форме
Метод анализа и сравнения
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)
— Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то как будем показывать рукой? (показываю сама) – Если море будет бурное, то как мы покажем?
(Идёт повторное прослушивание отрывка, ребята выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).
— молодцы. Вы справились с заданием. Теперь попробуйте нарисовать море таким, каким вы его видите в этом произведении. (учитель включает музыку и дети рисуют)
— дети выполняют задание.
Рисуют море, которое они видят в произведении
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий
Рисование руками звучащей музыки
— давайте посмотрим, что у вас получилось ( небольшая выставка)
— Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине Римского–Корсакова «Океан – море синее». Ребята, а каких героев этой былины вы ещё знаете?
— давайте посмотрим небольшой видео фрагмент.
— что вам запомнилось на уроке?
— теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, кто все понял, у кого после нашего урока хорошее настроение?
— теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, но он что-то не понял и обязательно дома повторит?
— теперь поднимите руки те, кому не понравился наш урок, кто ничего не поняли у него плохое настроение?
(почему не понравилось)
— Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работал (имя ребенка) спасибо за урок. До свидания!
— Волхова, Морской царь
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Вопросы: 1) жанр, в котором все мысли и чувства героев выражаются при помощи пения называется…. 2) быстрота музыки 3)сила звука 4)русская народная этическая песня о богатырях 5)имя Римского Корсакова 6) ….. – море синее 7) опера – былина
Ответы: опера, темп, динамика, былина, николай, океан, садко
2) жанр, в котором все мысли и чувства героев выражаются при помощи пения называется _______
4)кто изображен на портрете? _____________________
6) из букв составь слова:
АНОКЕ – РЕМО ЕНЕСИ =
Составь из полученных слов (по всем заданиям) тему нашего урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опера Н.А. Римского – Корсакова «Садко» Учитель музыки ГБОУ СОШ №797
Русский композитор. Основное содержание творчества Н.А. Римского – Корсакова – сказки, легенды, русская история. «Чудесным дедом — сказочником» называли современники композитора. Общение с морем обогатило творчество композитора, впервые в русской музыке море «зазвучало» всеми красками. Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1908)
С давних пор новгородцы мечтали о водном пути к морю, и эти мечты выразились в былине «Садко». Былина привлекла к себе Римского – Корсакова своей поэтичностью и богатством образов. В основе оперы лежит литературное произведение – былина «Садко». «Как во славном Нове – городе Был Садко, весёлый молодец. Не имел он золотой казны, А имел лишь гусельки яровчаты , По пирам ходил – играл Садко. Потешал купцов, людей посадских». Опера – былина «Садко»
Вступление рисует образ моря, который проходит через всё произведение, каждый раз, когда в опере по ходу действия возникает картина моря, в оркестре звучит эта музыкальная тема. Как композитор нарисовал картину моря? Какой основной приём использовал композитор? Вступление «Океан — море синее»
Что передаёт иллюстрация? «Гой вы, гости иноземные, гой вы люди заезжие! Вы пропоёте-ка нам песни звонкие, про края расскажите далёкие, чтоб ведать нам, знать, куда путь держать и где больше чудес повстречается. Ты варяжский гость, гость индийской земли, а и гость великого города Веденца ». А. Васнецов «Новгородский торг»
«О скалы грозные дробятся с рёвом волны и с белой пеною крутясь бегут назад». О каких людях поёт свою песню Варяжский гость? Какой мужской голос исполняет песню? Какое море рисует нам композитор ? Песня Варяжского гостя
« Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полудённом , далёкой Индии морей» Какой голос исполняет песню? Можно ли отнести к стилю бельканто исполнение Козловского – представителя русской вокальной школы? Какое море звуками музыки нарисовал композитор ? Песня Индийского гостя
«Город прекрасный, город счастливый, моря царица – Веденец славный. Тихо порхает ветер прохладный, синее море, синее небо». Что в звучании песни напоминает итальянскую баркаролу? Какой голос исполнял песню? Какое море нарисовал нам звуками музыки композитор? Песня Веденецкого гостя
Песни гостей высвечивают основную идею оперы – богат и разнообразен мир, а заветная мечта Садко – побывав в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.
Тесты по опере – былине «Садко» В основе оперы «Садко» лежит: а ) рассказ б ) повесть в ) былина 2. Какой мужской голос исполнял песню Веденецкого гостя? а ) баритон б ) бас в ) тенор 3. Какое море нарисовал композитор в песне Варяжского гостя? а ) тёплое б ) холодное в ) лазурное 4. Пение какого гостя можно отнести к стилю бельканто? а ) песню Индийского гостя б ) песню Варяжского гостя в ) песню Веденецкого гостя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: — повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл.
Конспект и презентация урока математики по теме» Неделя» в 3 классе в соответствии ФГОС.
Конспект интегрированного урока(музыка, литература)Тема: Образ зимы в искусстве.
Цели: развитие певческих навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, ориентировки в пространстве, коррекция дикции, расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Конспект урока музыки по теме: Музыкальный портрет1 классПрограмма «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.
Цели деятельности учителя:ознакомление обучающихся с вычислением периметра многоугольника разными способами;совершенствование устных и письменных вычислительных навыков.Планируемые результаты:Пр.
Источник
«Океан — море синее» — вступление к опере «Садко» Н. А. Римского — Корсакова
Конспект урока музыки в 3 классе, тема: «В музыкальном театре». Сформировать представления школьников о творчестве русского композитора Н. А. Римского — Корсакова через восприятие образа моря в музыке.
Содержимое разработки
Конспект урока музыки в 3 классе.
Ф. И. О. Чугаева Марина Ивановна
Место работы: МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкара
Должность: Учитель музыки
Тема: «В музыкальном театре», тема урока: «Океан – море синее» — вступление к опере «Садко» Н. А. Римского — Корсакова
Учебник «Музыка» 3 класс, составители Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина, стр. 84 — 85
Цель урока: Сформировать представления школьников о творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова через восприятие образа моря в музыке; познакомить обучающихся со вступлением «Океан – море синее» к опере «Садко».
— формирование художественного вкуса;
— формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни;
— формирование навыков самостоятельной работы.
— создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, делать вывод;
— развивать умение работать с разными источниками информации;
— развивать воображение, художественную интуицию.
— формирование осознания роли музыки в жизни человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
Тип урока: открытие новых знаний
Техническое оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Музыкальный материал: Вступление к опере «Садко» — «Океан – море синее» Н. А. Римского – Корсакова, «Лазурное море» А. Варламова
Структура и ход урока
Этап мотивации учебной деятельности
Вход в класс, музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ребята!»
— А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук [ш].
Эмоционально – образный настрой к уроку
Дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения.
Постановка проблемы. Актуализация знаний
Ребята, послушайте музыкальное произведение и определите его настроение.
Как вы считаете, что изображено в музыке?
Действительно, море. Это музыкальное произведение так и называется «Океан – море синее». А сочинил его русский композитор Н. А. Римский – Корсаков.
Посмотрите видео фрагмент, здесь изображено море. (2 слайд). Каким вы видите море?
Море бывает тихим и спокойным, тревожным и бушующим.
Музыка сильная, грозная, страшная…
Море, океан, шторм, буря …
Просмотр видео фрагмента. Море огромное, спокойное, сильное, бесстрашное…
Введение в тему урока
(3 слайд) Русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков родился в городе Тихвин, неподалеку от Петербурга. (4 слайд) На слайде вы видите дом, в котором он жил. Сейчас это памятник истории и культуры I половины XIX века. Живя в Тихвине, Римский — Корсаков часто соприкасался с поэтичной северной природой, слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. И эти впечатления не прошли бесследно для его творчества. Он с детства начал заниматься музыкой и сочинять.
(5 и 6 слайды). Николай мечтал стать моряком. Двенадцатилетним мальчиком Римский — Корсаков поступил в петербургский Морской кадетский корпус — военное училище, но все время продолжал заниматься музыкой, посещал оперы и концерты, знакомился с интересными людьми.
(7 и 8 слайды) После окончания кадетского морского корпуса, получив звание гардемарина, Римский – Корсаков отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». За время долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, чарующее звездное небо и экзотические растения, испытал океанские штормы и штили. Когда встал выбор: море или музыка, – он отдал предпочтение музыке, хотя любовь к морю сохранил в сердце, и мы слышим это, и чувствуем в его музыкальных сочинениях.
Наиболее полно дар Николая Андреевича проявился в сочинениях, запечатлевших мир сказок. Композитор в своей музыке использовал русские былины, легенды и исторические предания. Его называют композитором «сказочником», т. к большинство опер написано на сюжеты сказок. Это «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко» и т.д. (9 слайд).
Кто такой Садко?
Знакомство с композитором. Просмотр презентации.
Источник