Россия, Воронежская область, с. Айдарово, 4-я промышленная зона, 18
Телефон:
+7 (909) 025-88-88
Пн-вс: 10:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Животных арктической зоны кормит море

Арктика

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

ПОСМОТРЕТЬ СЛАЙДЫ

На скалистых берегах – птичьи базары,

здесь гнездится множество морских птиц:

топорики, кайры, тупики, чайки, гаги.

image

В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит.

image

Дополни Рассказ О Животном Мире Арктики

Животных арктической зоны кормит …. Морскими водорослями питаются … , а ими — …. Основная пища и животных – это … На скалистых берегах собираются … , … и … , здесь они выводят … . Птиц с необычными клювами называют …. . Все звери – прекрасные … . От холода их защищает … . Это … и …. . На тюленей охотятся … У них длинная густая шерсть … цвета и … лапы, чтобы удобнее было…

image

Дополни Рассказ О Растительном Мире Арктики

На островах прямо на голых …. встречаются …. , они очень … Также приспособились к жизни на камнях … и …. . В толще воды, не

покрытой … , большое количество

image

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции.

image

Проложен северный морской путь, так идут караваны судов.

Люди занимаются рыболовством, охотой.

Охрана редких животных, ограничение рыбной ловли, создание заповедников.

Остров Врангеля

Организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц для гнездовья. Здесь можно встретить редкую птицу – розовую чайку. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык. Это единственное место, где гнездятся белые гуси.

Источник

Конспект урока по окружающему миру по теме » Арктика»

Учитель: Коломысова Г.П.

Должность: учитель начальных классов

Тема урока: Арктика

Тип урока: комбинированный

Сформировать у уч-ся понятие “АРКТИКА”; познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.

Развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки, умения наблюдать, сравнивать, анализировать , личностные качества и способности, умение работать с картой.

Воспитывать умение учебного сотрудничества, бережное отношение к природе, желание вносить свой посильный вклад в охрану природных богатств, позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Наблюдение, беседа, объяснение, проблемный диалог, работа в группе, работа с картой.

Оборудование: энциклопедии, таблички с названиями животных,

Компьютер, учебник, карта «Природные зоны »;

рисунки и фотографии растительного и животного мира Арктики

I. Организационный момент.

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,

Все пути нам, ребята, открыты.

Мы поднимемся в горы, поплывем по морям,

Мы – искатели, мы – следопыты.

Сегодня мы с вами окажемся в роли путешественников, исследователей, первооткрывателей. Узнаем много нового и интересного.

Давайте улыбнемся друг другу, закроем глаза, подумаем о чем-то хорошем и шепотом произнесем «У меня все получится! Я умею делать все!». А я желаю вам удачи!

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по экосистемам. Мы совершим заочное большое путешествие по зоне арктических пустынь Наша первая остановка – Арктика.

(Звучит музыка из к/ф “Приключения Шурика”)

— Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи,

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Тема нашего урока : Суровая Арктика.

— Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с природной зоной Арктики.)

Узнать, где расположена зона Арктики на карте.

Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

Познакомиться с растительным и животным миром этой зоны.

Узнать, чем занимается население этой зоны.

Выяснить какая там экология.

IV. Изучение нового материала.

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

А сейчас посмотрим фильм Зона арктических пустыннь.

— Свои наблюдения занесем в

аналитические Карты ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ

Название зоны _____________________________________________________

Расположение на карте______________________________________________

Использование этой зоны человеком__________________________________

Наши далёкие предки, осваивая новые территории, шли на восток и север. Они видели, как каждую весну на север летят стаи птиц, и сами шли за ними

«Все года, и века, и эпохи подряд,

Всё стремится к теплу от мороза и вьюг…

Почему ж эти птицы на север летят,

Если птицам положено только на юг?»

Любознательные землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берег Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами.

– Как вы думаете, что называли наши предки Студёным морем?

Правильно Северно Ледовитый океан.

Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним севером.

Северный Ледовитый океан и острова в нём называют ещё Арктикой.

Работа с энциклопедией

Дайте пояснение Арктики

Арктическая пустыня («Арктос» в переводе с греческого — медведь) — природная зона, часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней

Найдите в учебнике как описывает северное сияние путешественник

А вот какое северное сияние засняли очивидцы в этом году.

Учащиеся читают статью «Чем особенна зона арктических пустынь» на с. 106–111 учебника.

1.Практическая работа в группах,

Арктика — это огромное пространство . (Северного Ледовитого) океана, с . (морями) и . (островами). Солнце направляет на это пространство . (косые) лучи. Оно . (светит), но не . (греет). Зимой в Арктике . (полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и . (Северное сияние). Дуют . (ветры), бушует . (пурга). Температура опускается до . (минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике . (полярный день), но . (тепла) тоже нет. Это зависит от географического . (положения) арктической зоны. Температура лишь на .. .(несколько градусов) выше .. .(нуля).

На островах прямо на голых . (камнях) встречаются . (лишайники), они очень . (малы). Также приспособились к жизни на камнях . (мхи) и . (полярные маки). В толще воды, не покрытой . (льдом), большое количество .. .(планктонных растений водорослей). Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на …( льду), в морях встречаются …(зелёные) льдины.

Животных арктической зоны кормит . (море). Морскими водорослями питаются . (рачки), а ими — . (рыбы). Основная пища птиц и животных — это . (рыба). На скалистых берегах собираются . (чайки). (кайры) и . (гагарки), здесь они выводят . (потомство). Птиц с необычными клювами называют . (тупики). Все звери — прекрасные . (пловцы). От холода их защищает . (слой жира). Это . (моржи) и . (тюлени). На тюленей охотятся . (белые медведи). У них длинная густая шерсть . (белого) цвета и . (широкие) лапы, чтобы удобнее было .. .(передвигаться по льду и снегу).

Коренные народы Арктики- малые народы Севера… (чукчи, ненцы, коми, юкагиры и др.)

Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа манили сюда ученых. Обилие …(рыбы, морских зверей) привлекали рыбаков и охотников.

Проложен Северный …(морской путь) – самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий.

По этому пути движутся караваны …(судов). Их ведут мощные …(ледоколы). Они крушат льды, пробивая дорогу кораблям.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана расположены научные …(станции), на которых работают ученые, изучающие океан.

Люди занимаются …(рыболовством, охотой).

Но не всегда это делается разумно.

Работая в парах

– Составьте пищевые цепи, используя текст учебника:

водоросли рачки рыбы тюлени белый медведь;

водоросли рачки рыбы гагарка.

– Как животные растения приспособились к суровым условиям Арктики?

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

V. Закрепление знаний.

Обозначьте правильные ответы

1.Природная зона арктических пустынь расположена на островах:

а). Тихого океана

б). Северного Ледовитого океана

в). Индийского океана

2. Территория зоны:

а). Густо населена людьми

б). Не имеет коренного населения

в). Кратковременно живут учёные, исследователи, геологи.

3. В Арктике для растений и животных сложились:

а). Благоприятные условия

б). Комфортные условия

в). Суровые условия

4. В Арктике обитают животные:

а). Львы, слоны, бегемоты

б). Бурые медведи, зайцы, кабаны.

в). Белые медведи, тюлени, моржи.

Перед вами наборы карточек разного цвета:

1 – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

2 – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

3 — для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

Какие растения встречаются в Арктике? ___________________________

Почему именно они могут расти в Арктике? ________________________

Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания? _________________________________________________

Какие животные встречаются в Арктике? Перечисли их.

Чтобы выжить в условиях Арктики животным необходимы: _________________________________________________________

Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике:

мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна

Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике:

Белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь

— Оцените свою работу. Поставьте эту оценку на лист.

Сдайте листы на проверку.

Подведение итогов работы.

Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Да! Со всеми проблемами мы справились.

Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?

Обязательно пригодятся. Ведь мы учились самостоятельно добывать знания, работали с информацией, сотрудничали в группах.

Самооценка деятельности групп «Горка».

У вас на столах лежат карточки, где нарисован айсберг. Вы поставите крестик на айсберге там, где вы считаете находится сейчас вы и ваша группа. Чем лучше работа, тем выше крестик.

1. Ответить на вопрос: «Хотел бы я хоть на день оказаться в этой природной зоне? Почему?»

2 . Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мираАрктики.

3 . Составить кроссворд «Природные зоны. Зона арктических пустынь»

Нарисовать представителей флоры и фауны зоны арктических пустынь.

Спасибо за урок. Берегите себя и своих близких! Будьте здоровы!

Источник

Конспект внеурочного занятия в 1–4 классах «Арктика — фасад России»

Нечаева Ольга Конспект внеурочного занятия в 1–4 классах «Арктика — фасад России»

Арктика – фасад России

Цель занятия: повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа. Создать яркое представление об удивительном мире Арктической зоны.

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация об Арктике, карта России, глобусы, контурная карта, слова объектов.

Возраст 1 – 4 класс

Организационный момент. Введение в тему.

музыка ветра и метели

«Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.

Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль — просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах. Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!»

(Г. Х. Андерсен «Снежная королева»).

— Из какого произведения этот отрывок?

— Сегодня на уроке мы отправимся в царство Снежной королевы.

— Что непременно должно быть в ее королевстве? (Снег и лед).

— Найдите на карте и покажите то место, где могла бы жить Снежная королева.

Наш путь сегодня лежит в Арктику — центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

(Учитель демонстрирует на карте область Арктики, охватывающую Исландию и приполярные районы Скандинавских стран, России, США и Канады.)

Расположение Арктического региона.

(дети на карте прикрепляют название объектов)

Арктика – северная полярная область Земли,включающая Северный Ледовитый океан и его моря: Гренландское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофорта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные проливы и заливы Канадского Арктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Шпицберген, Землю Франца-Иосифа, Новую Землю, Северную Землю, Новосибирские острова и о. Врангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Дети показывают на своих картах

Рассказ о Папанине и первой дрейфующей экспедиции на серный полюс.

Т. К. Россия имеет обширное арктическое морское побережье, то проблемы хозяйственного освоения арктического берега и Северного морского пути требовали надёжного прогнозирования метеорологической и ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане. В середине 1930-х гг. стало ясно, что полярные станции, расположенные вблизи материка, не могут быть единственными источниками данных для такого прогноза.

Начальник Главсевморпути академик О. Ю. Шмидт предложил создать в районе Северного полюса стационарную полярную станцию, которая провела бы в течение года широкий комплекс метеорологических и гидрологических исследований.

Была спланирована цель экспедиции: Провести широкий комплекс метеорологических и гидрологических исследований, ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане.

21 мая 1937 года самолет,имевший на борту 4 участников экспедиции: начальника станции Ивана Дмитриевича Папанина, опытного полярника — радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, гидробиолога и океанолога Петра Петровича Ширшова, астронома и магнитолога Евгения Константиновича Федорова, благополучно сел на ледяное поле. В тот же день первая в мире станция на Северном полюсе начала научную работу. Вместе с людьми находилась собака – пес по кличке Веселый.

Папанинцы работали почти как в космосе: в замкнутом пространстве, в постоянной опасности. Каждый шаг был продвижением в неведомое, в загадочное.

Изначально полярники высадились на льдине размером 5х3км.

найти в словаре слово «Дрейф»

Палатка первой дрейфующей станции «Северный полюс-1» должна была выдержать сильнейшие ветры и уберечь своих обитателей от 50—60-градусных морозов. Конструкцию делали на столичном заводе «Каучук». Сборный каркас изготовили из алюминиевых труб, пол — прорезиненный, стены — матерчатые. По замыслу разработчиков, утеплить их предполагалось прослойкой из гагачьего пуха — подобием стеганой перины, уложенной между двумя слоями брезента. Однако мастериц, умеющих стегать пуховые одеяла, найти не могли. Пришлось прибегнуть к помощи монашек, которые прекрасно владели таким «дореволюционным» ремеслом.

Петр Петрович Ширшов изучал морской планктон Северного Ледовитого океана.

. Но на дрейфующей станции он, кроме того, вел астрономические и метеорологические наблюдения, а иногда подменял радиста. Евгения Константиновича всегда отличала большая работоспособность.

Предполагалось, что экспедиция продлится полтора года, но Ледовитый океан рассудил по-своему. В июне средняя температура воздуха достигла +2 0С, а минимальная – всего минус один. Скорость дрейфа оказалась неожиданно стремительной – за сутки льдина проходила до35 км. Льдина начала скалываться.

Папанин ни о чём не просил, не взывал о помощи. Но помощь пришла! Уже 19 февраля два ледокола — «Таймыр» и «Мурман» — достигли папанинской льдины. Каждый моряк хотел побывать на станции, обняться с зимовщиками.

Четыре отважных советских исследователя провели на льдине 274 дня с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 г. Ими было проведено много исследований в разных направлениях.

Результаты дрейфа станции «Северный полюс-1»:

1. Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км.

2. Опровергнуто мнение о полной безжизненности, приполюсного района, о существовании арктического «предела жизни».

3. Установлено, что в районе полюса нет земель и островов, измерены глубины океана на всем протяжении дрейфа.

4. Установлено, что теплые атлантические воды проникают на глубинах до самого полюса.

5. Работа станции «СП-1» явилась началом нового этапа в исследовании высоких широт Северного Ледовитого океана.

Слайд 12 (детям предлагается составить из цифр дату и год, кол-во дней)

Вывод:За 274 дня дрейфа велась активная и плодотворная работа по изучению полярного бассейна в высоких широтах.

Это была не просто демонстрация флага на открытом полюсе. Каждый день четвёрка проводила исследования — с целью открыть северный путь для авиации и навигации.

На весь СССР прозвучало последнее воззвание Папанина со станции: «Покидая дрейфующую льдину, мы оставляем на ней советский флаг в знак того, что завоевание страны социализма никогда и никому не отдадим!» Они в это действительно верили. Неповторимое поколение, особые люди.

Российский полярный сектор в Арктике занимает наиболее обширную территорию (ок. 9 млн. км2, из них 6,8 млн. км2 приходится на водное пространство). Таким образом, именно Российской Федерации принадлежит приблизительно 37% территории Арктики.

Какой же климат в Арктике?

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь

Это очень суровое время года. Температура понижается до -40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом – круглосуточное освещение, солнечные лучи косые, и тепла посылают на землю мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом, из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы Уже в августе столбик термометра не поднимается выше 0 °С. Весна и осень очень короткие.

По данным исследований температура в Арктике повышается в два раза быстрей, чем в остальном мире.

Это может привести к вымиранию многих видов растительности и животных в регионе

Арктика — это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры прижимают к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето,поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега.

. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце — продолжается полярный день.Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим условиям приспособились обитатели Севера.

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи — близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.

Полярные (белые) медведи — самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середины зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 килограммов. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах — птичьи базары,здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда.

Растения, которые появляются летом, — основной источник питания многих животных.

Нарисовать на карте северный морской путь.

Групповая работа для географов.

Определить погодные условия, географическое расположение Арктики.

(вставить пропущенные слова)

Арктика – это огромное пространство ___ океана, с ___ и. Солнце направляет на это пространство ___лучи. Оно ___, но не. Зимой в Арктике.Темноту освещают: луна, звёзды и. Дуют… ___, бушует. Температура опускается до ___ градусов. Летом в Арктике ___, но ___ тоже нет. Это зависит от географического ___арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше.

(Северного Ледовитого, косые, ветры, морями, полярный день, островами, полярная ночь, светит, греет, Северное сияние, пурга, — 60, тепла, положения, нуля)

Арктика – это огромное пространство….(Северного Ледовитого) океана, с… (морями) и (островами). Солнце направляет на это пространство ….(косые) лучи. Оно… (светит, но не (греет).Зимой в Арктике (полярная ночь).Темноту освещают: луна, звёзды и… (Северное сияние). Дуют… (ветры, бушует … (пурга). Температура опускается до (минус шестидесяти)градусов. Летом в Арктике (полярный день, но (тепла) тоже нет. Это зависит от географического… (положения) арктической зоны. Температура лишь на (несколько градусов) выше (нуля).

Групповая работа для зоологов.

Животных Арктической зоны кормит (море). Морскими водорослями питаются (рачки, а ими (рыбы). Основная пища птиц и животных – это (рыба). На скалистых берегах собираются (чайки (кайры) и (гагарки, здесь они выводят… (потомство). Птиц с необычными клювами называют (тупики). Все звери прекрасные (пловцы). От холода их защищает (слой жира). Это (моржи) и… (тюлени).На тюленей охотятся (белые медведи). У них длинная густая шерсть (белого) цвета и (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Групповая работа для ботаников.

На островах прямо на голых… (камнях) встречаются (лишайники, они очень (малы). Также приспособились к жизни на камнях… (мхи, и… (полярные маки).В толще воды, не покрытой … (льдом, большое количество (планктонных растений водорослей.

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее