«Фортуна» заменила «Академика Черского» на «Северном потоке — 2»
Баржа «Фортуна» заменила трубоукладчик «Академик Черский» на строительстве второй нитки «Северного потока — 2». Модернизированное и дооснащенное судно так и не смогло выйти на запланированный темп работ.
10 июня баржа «Фортуна» завершила все работы по достройке нитки В «Северного потока — 2» и отправилась 11 июня обратно из немецкой экономической зоны Балтийского моря в датскую. Вчера, 12 июня, судно встало на точку строительства нитки А, которую ранее покинул трубоукладчик «Академик Черский». Он отошел на три мили от трассы строительства.
Кроме трубоукладчиков, в районе работ сейчас находятся 10 судов снабжения. Сегодня, 13 июня, баржа «Фортуна» готовилась начать достройку второй нитки.
Ее незавершенный участок составляет 85 километров в датских и немецких водах. Однако за полтора месяца «Академик Черский» смог уложить 17 километров газопровода. При благоприятной погоде скорость судна не превышала 600 метров, и при таком темпе работ трубоукладчик не уложился бы в сроки — до конца сентября.
В мае прошлого года «Академик Черский» прибыл с Дальнего Востока в Балтийское море и прошел дооснащение и модернизацию. В тендерной документации говорилось, что трубоукладчик должен выйти на укладку двух километров в сутки. Однако этого не произошло. Оператор проекта не комментирует детали строительства.
В то же время скорость баржи «Фортуна» достигает при благоприятной погоде 1 300 метров в сутки и с февраля судно достроило незавершенный участок нитки В «Северного потока — 2» протяженностью около 63 километров.
Ранее оператор проекта предоставил Датскому энергетическому агентству обновленный план-график работ, по которому строительство второй нитки должно завершиться до конца сентября.
10 июня Nord Stream 2 AG сообщил, что морская часть первой нитки «Северного потока — 2» технически завершена.
«4 июня была закончена трубоукладка, сегодня осуществлен захлёст — уложенные со стороны России и Германии морские секции газопровода соединены между собой. С завтрашнего дня начинаются пусконаладочные работы по заполнению газопровода газом. Трубоукладочные работы по морской части второй нитки продолжаются. Все работы проводятся в соответствии со всеми необходимыми разрешениями», — говорится в заявлении оператора.
Как сообщало EADaily, Европа испытывает нехватку газа для закачки его в хранилища перед следующим отопительным сезоном. В «Газпроме» сообщили, что выполняют контрактные обязательства, а дополнительные заявки обеспечат после запуска «Северного потока — 2». После введения санкций США газопровод достраивают российскими судами. Поставки газа по нитке В «Северного потока — 2» могут начаться через два-три месяца.
Источник
Суда-трубоукладчики. Способы укладки трубопровода
В настоящее время актуальным стал вопрос о прокладке второй нитки «Северного потока» (Nord Stream). Прокладка трубопровода по морскому дну предусматривает работу судов–трубоукладчиков.
Суда-трубоукладчики используют различные способы укладки трубопровода. К таким основным способам относятся способы укладки трубопроводов методом S-Lay, J-Lay и Reel-Lay. Каждый из этих методов имеет свои особенности. На рис.1-6 приведена схема укладки трубопроводов каждым из методов, со своими достоинствами и недостатками.
Tensioners – устройство для создания усилий натяжения трубопровода; S-lay barge – баржа-трубоукладчик, работающая по методу S-lay; Stinger – стингер (опускная стрела): Sagbend region – район изгиба трубопровода; Seabed – морское дно; Touchdown point – точка касания трубопроводом дна; Unsupported span – неподдерживаемый участок; Waterline – уровень воды; Overbend region – участок опасный с точки зрения возможного перелома трубопровода.
Укладка трубопровода методом S-lay, в основном, практикуется на мелководье, и скорость укладки данным методом составляет примерно 6,5 км/день. Изгибающие моменты при таком методе укладки становятся главным фактором. Поэтому необходим длинный натяжное устройство больших размеров.
Метод неприемлем для укладки трубопроводов на больших глубинах. Натяжное устройство и стингер необходимы для снижения изгибающих моментов.
Перед укладкой трубопровода на дно каждый сегмент трубопровода сваривается, инспектируется и покрывается защитным слоем, проходя через станции сварки, инспекции, нанесения покрытия на борту судна.
Смонтированный трубопровод опускается с кормы судна, усилие натяжения обеспечивается натяжным устройством, а сам трубопровод поддерживается спускной стрелой, причем кривизна спуска трубопровода строго контролируется. Затем трубопровод изгибается под действием собственного веса, и укладывается на дно.
Рис.3. Судно для укладки трубопровода методом J-Lay
Рис.3. Судно для укладки трубопровода методом J-Lay. Источник
В то время как метод укладки трубопровода S-lay приемлем только для мелководья, метод укладки J-lay может быть использован на глубинах. Это возможно благодаря относительно короткому участку провисающего трубопровода и меньшим требуемым усилиям натяжения при укладке.
Монтаж и укладка проводится практически вертикальным способом, причем трубопровод укладывается на морское дно с одинарным радиусом изгиба. Скорость укладки составляет 3,2 км/день. При укладке каждый сегмент трубы сначала поднимается в вертикальное положение, и затем они свариваются один с другим.
Инспектирование и нанесение покрытий также проводится на борту судна. При движении судна по маршруту трубопровод медленно опускается на дно. Поскольку трубопровод в отличие от метода S-lay, имеет только один изгиб, риск структурных повреждений за счет излома трубопровода минимален.
Water – уровень воды; Touchdown point – точка касания дна трубопроводом; Tensioner – устройство для создания усилий натяжения; Stinger – стингер; Reel – барабан; Reel–Lay Barge – баржа для укладки трубопровода методом Reel–Lay; Pipeline – трубопровод.
Метод укладки трубопровода с барабана Reel-lay считается наиболее эффективным. Скорость укладки составляет 3,5 км/час. Он приемлем для укладки трубопроводов с диаметром трубы менее 18 дюймов и коэффициентом соотношения диаметра трубы к толщине стенок (D/t) между 20 и 24.
Главное преимущество такого метода перед предыдущими в том, что весь производственный процесс, включая сварку, инспектирование и нанесение покрытий проводится на берегу, а не борту судна, что значительно сокращает затраты производственного времени и средств.
Перед укладкой трубопровод наматывается на барабан большого диаметра, смонтированный на борту судна. С этого барабана и производится укладка трубопровода на дно.
Aligner Wheel – выравнивающий барабан; 3000 mT Main Crane – главный кран грузоподъемностью 3000 т; 4×1200 mT Storage reels – четыре барабана для хранения трубопровода весом по 1200 т; 2×1250 mT Carousels – два подпалубных поворотных барабана для трубопроводов весом по 1250 т; 60 mT PLET (pipeline end termination) handling system and work station – оборудование весом 60 т для работы с оконечным устройством трубопровода и рабочая станция; Moon pool 19 m L x 8 m W – шахта со свободной водной поверхностью размерами: длина 19 м, ширина 8 м; 2×600 mt Winches – две лебедки с натяжным усилием 600 т; 2x20mT Storage Reel – два барабана для хранения трубопровода весом по 20 т; 125 mT Secondary Winch – вспомогательная лебедка с усилием 125 т; 2 WROVs TMS (Thether Management System) – два подводных телеуправляемых аппарата (ПА) c устройством контроля кабеля ПА; Helipad Sikorsky 61N&S92 – вертолетная площадка для вертолетов марки Sikorsky 61N и S92; Optional J-Lay Module – опционный модуль для укладки труб методом J-Lay; 2x400mT Tensioners – два устройства для создания усилий натяжения по 400 т; Rigidpipe Straightening – спрямляющее устройство; 80mT Crane – кран грузоподъемностью 80 т.
Наличие на борту судна ПА обеспечивает возможности инспекции и при необходимости проведения подводных работ. ПА является необходимым компонентом оборудования судна-трубоукладчика. Шахта со свободной водной поверхностью с размещенным спускоподъемным оборудованием также представляет собой сложное инженерное сооружение.
Источник
Фортуна сменила Черского. Хроники МГП Северный поток-2 за 12 июня 2021 г.
В районе строительства МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании собрался практически весь флот достройки МГП Северный поток-2 — 18 из 19 судов
Трубоукладчики в районе строительства Line A (1 я нитка, 2 я по степени готовности) в ИЭЗ Дании
- продолжение работ в ИЭЗ Германии по Line A для ускорения работ,
- уход в порт Висмар на севере Германии, где Фортуна стояла ранее в перерывах между этапами работ.
После того как Фортуна разминулась с Черским, казалось, что остается единственный вариант:
- пункт назначения — один из российских портов на Балтике.
- сместился на 5,59 км южнее, но район строительства окончательно не покинул;
- новый пункт назначения не объявил.
- Одиссея с Дальнего Востока в Балтийское море,
- модернизация с установкой на судне в дополнение к системе динамического позиционирования еще и якорной системы (судя по трекам вспомогательных судов, Черский именно ею и пользовался при строительстве),
- длительные испытания в районе Куршской косы,
- в конце концов, введение санкций США.
Источник
Что происходит с трубами Северного Потока-2 на судне-трубоукладчике и на дне морском
И ещё интересный вопрос — а сколько вообще разнообразнейших типов судов заняты в этом процессе? Но мы ещё дойдём до этого момента, а пока посмотрим на трубопровод сбоку:
Метод называется S-lay потому, что труба изгибается наподобие буквы S. Теперь смотрим — чем больше будет глубина, тем более вертикальное положение будет принимать неподдерживаемый участок, а значит, радиус изгиба трубы у дна и на выходе с судна станет уменьшаться, что довольно неприятно, так и бетон с неё посыплется. Наверху ещё худо-бедно эту кривизну стингер уменьшает, а у дна что будет?
Решение напрашивается одно — натягивать трубу наподобие струны, в таком случае кривизна изгибов уменьшится. Вот для этого и применяются те самые Tensioners. Вот один из возможных видов натяжителя, производимого голландской фирмой с красивым названием Huisman:
Мы видим отрезок трубы, зажатый между подобиями танковых гусениц сверху и снизу. Понятно, что величина сжатия может регулироваться, а гусеницы вращаться в обоих направлениях.
Натяжитель не только натягивает трубу, но и вообще удерживает её. Не петлёй же из троса конец трубопровода фиксируется на судне? Сам процесс натяжения весьма непрост. Ведь судно двигается, на него влияют порывы ветра, течения и волны. Поэтому натяжитель постоянно в работе, его сложные электрические и гидравлические системы управляются компьютером, получающим массу информации от многочисленных датчиков. Однако до бесконечности трубу натягивать невозможно, у судна просто не хватит сил, если глубина будет исчисляться километрами.
Тогда применяется метод J-lay, когда на судне плеть стоит вертикально и наращивается тоже вертикально располагаемыми трубами. Но Балтика мелководна, так что здесь такой метод не актуален.
Что же происходит с очередным отрезком трубы прежде, чем он проползёт между «гусеницами» натяжителя?
Источник