Международное право
Правовой режим открытого моря
Под открытым морем понимаются все части моря, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, экономической зоны и архипелажных вод и находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с нормами и принципами международного права (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву).
С точки зрения правового режима открытое море не может находиться под суверенитетом какого-либо государства (ст. 89).
Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, включающий в себя: свободу судоходства; свободу рыболовства; свободу летать над открытым морем; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу научных исследований (ст. 87). Этим составные части принципа свободы открытого моря не исчерпываются. Например, в современном международном морском праве к другим свободам относится свобода военного мореплавания. Свобода открытого моря не безгранична. Государства, пользуясь этими свободами, обязаны уважать законные интересы других стран (ст. 87).
Свобода судоходства включает в себя свободу судоходства как торговых судов, так и военных кораблей. Под военным мореплаванием понимается плавание боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, и оно отличается от других видов мореплавания тем, что осуществляется кораблями, наделенными особыми правами и обязанностями, обладающими специальными юридическими признаками и свойствами. Свобода военного мореплавания, являясь одним из общепризнанных принципов современного международного права, должна согласовываться с другими принципами, такими как неприменение силы, невмешательство во внутренние дела других государств и др. В открытом море все суда (и военные корабли) подчиняются исключительно юрисдикции государства флага.
Юрисдикция государства означает, что функции власти над всеми своими судами могут осуществлять только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага, она также означает, что преследование членов экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (ст. 95). Под военным кораблем согласно Конвенции понимается судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки военного корабля, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих, имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (ст. 29).
Правовое положение военного корабля определяется его иммунитетом от юрисдикции иностранного государства. Иммунитет военного корабля является производным от суверенитета государства. Иммунитет военного корабля проявляется в трех формах: а) иммунитет от иностранной юрисдикции, т.е. нераспространение действия законов и правил какого-либо государства, кроме государства флага, на военные корабли в открытом море; б) иммунитет от принуждения, т.е. запрещение применять к военным кораблям меры принуждения и насильственные действия в какой бы то ни было форме; в) особые льготы и привилегии, т.е. освобождение военных кораблей во время пребывания в иностранных водах от таможенного досмотра и санитарного осмотра, от уплаты различных сборов.
Конвенция допускает возможность вмешательства военных кораблей в деятельность иностранных невоенных судов, если это вмешательство основано на международных соглашениях. Так, военный корабль может подвергнуть осмотру торговое судно, если есть основания подозревать, что это судно занимается пиратством.
В ст. 100 Конвенции государства взяли на себя обязательство содействовать в полной мере пресечению пиратства, под которым понимается любое из следующих действий:
- любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершенный с личными целями экипажем частновладельческого судна и направленный против другого судна или против лиц и имущества, находящихся на нем;
- любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна, совершенный со знанием того факта, что судно является пиратским;
- любое подстрекательство или сознательное содействие совершению действий, указанных в пп. «а» и «б» ст. 101 названной Конвенции.
Военный корабль или воздушное судно вправе захватить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц и захватить имущество; наложение взыскания и мер наказания входит в компетенцию того государства, суда которого захватили пиратов (ст. 105).
14 сентября 1937 г. восемь стран (в том числе и Советский Союз) подписали Нионское соглашение, согласно которому пиратскими признавались действия военных кораблей и подводных лодок, если эти действия «противоречили самым элементарным требованиям гуманности».
Вторым изъятием из общих принципов является вмешательство в целях борьбы с работорговлей. Согласно ст. 99 Конвенции, каждое государство принимает эффективные меры против перевозки рабов. Военный корабль вправе подвергать иностранное торговое судно осмотру, включая проверку права судна на его флаг, если есть подозрение, что оно перевозит рабов.
Изъятие из принципа юрисдикции государства флага допускается при преследовании судна в открытом море. Порядок преследования регламентируется ст. 111 рассматриваемой Конвенции, согласно которой судно, совершившее правонарушение в иностранных внутренних водах, территориальном море, прилежащей или экономической зоне, может подвергнуться преследованию. Право преследования основано на концепции «преследования по горячим следам», т.е. если компетентные органы прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что судно нарушило законы, касающиеся режима внутренних или территориальных вод, экономических или прилежащих зон.
Оно должно начаться в той зоне, режим которой нарушен, непрерывно продолжаться и быть эффективным; преследование должно прекратиться, как только судно зайдет в свои территориальные воды или в воды третьего государства (ст. 111). К преследующему судну применяются нормы национального законодательства. Так, в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривается, что пограничные войска, включая военные корабли и другие суда, вправе преследовать и задерживать иностранные невоенные суда в открытом море, если преследование было начато во внутренних или территориальных водах России.
От преследования необходимо отличать слежение (наблюдение). Главное отличие состоит в том, что при слежении военный корабль одного государства взаимодействует с военным кораблем другого государства как равный с равным. Преследование же всегда связано с осуществлением какой-либо власти. Слежение можно рассматривать как обычную повседневную деятельность военных кораблей. Поэтому нет специальных конвенционных норм международного морского права, которые регламентировали бы слежение.
Однако некоторые вопросы слежения могут явиться предметом двусторонних соглашений. Так, 25 мая 1972 г. СССР и США заключили Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, в котором устанавливается, что корабли, ведущие наблюдение за кораблями другой стороны, не должны мешать их действиям или создавать опасность кораблям, за которыми ведется наблюдение (п. 4 ст. 3). Подобное соглашение в 1986 г. было заключено СССР с Англией.
И наконец, изъятие из принципа юрисдикции государства флага допускается при пресечении несанкционированного вещания. При возникновении подозрений в том, что судно занимается несанкционированным вещанием, военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг и затем, если подозрения окажутся обоснованными, может предпринять действия по пресечению такой деятельности (ст. 109 Конвенции).
Конвенция ООН по морскому праву закрепляет право внутри- континентальных стран на доступ к морю. Согласно ст. 125 «государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в там числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества». Для реализации этих прав внутриконтинентальные страны пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами (ст. 124 — 132).
Источник
Правовой режим открытого моря
Пиратство в открытом море относится к тягчайшим преступлениям международного характера, масштабы которого в наши дни (особенно у побережья Юго-Восточной Азии и Африки) очень велики. Пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата, направленный против находящегося в открытом море другого судна, лиц или имущества на его борту. Международное право предоставляет всем государствам практически неограниченные возможности в борьбе с пиратством. Так, в открытом море любое государство может захватить пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий, арестовать находящихся на этом судне лиц и захватить находящееся на нем имущество.
Помимо борьбы с пиратством, государства обязаны сотрудничать в борьбе с незаконной торговлей наркотиками и психотропными веществами, а также в борьбе с несанкционированным вещанием из открытого моря. В последнем случае виновное лицо может быть привлечено к ответственности в судах следующих государств:
-государства флага судна;
-государства регистрации установки;
-государства гражданства виновного лица;
-любого государства, где могут приниматься передачи;
-любого государства, радиосвязи которого причиняются помехи.
В соответствии со статьей 108 Конвенции 1982 года, все государства должны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками, осуществляемой судами в открытом море. Любое государство, имеющее разумные основания считать, что плавающее под его флагом судно занимается торговлей наркотиками, может обратиться за помощью к другим государствам.
Особыми правами Конвенция 1982 года наделяет военные корабли, находящиеся в открытом море. Военные корабли вправе принудительно останавливать и подвергать досмотру любое иностранное судно, если есть разумные основания подозревать это судно в пиратстве, работорговле, несанкционированном вещании, отсутствии у него национальности и использовании чужого флага. Разумеется, данное право не применяется в отношении других военных и государственных некоммерческих кораблей.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает такой институт, как право преследования по горячим следам. Преследование иностранного судна по горячим следам допускается, если прибрежное государство имеет достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила прибрежного государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно еще находится во внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне прибрежного государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны. При этом необходимо, чтобы преследование было непрерывным. Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего или какого-либо третьего государства. Право преследования по горячим следам может осуществляться только военными кораблями или другими судами, имеющими четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе и уполномоченные для этой цели.
Все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море. При этом все государства должны принимать необходимые меры и сотрудничать друг с другом для сохранения живых ресурсов открытого моря. Такое сотрудничество осуществляется посредством заключения соглашений или через региональные организации по рыболовству. В частности, для сохранения живых ресурсов открытого моря государства договариваются о величине допустимого улова, обмениваются научной информацией, принимают иные меры с учетом международных стандартов.
В 1995 году было подписано Соглашение об осуществлении положений Конвенции 1982 года, касающихся сохранения трансграничных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. Данное Соглашение конкретизировало ряд норм Конвенции 1982 года, предусмотрев более четкие механизмы международного сотрудничества в области эксплуатации, рационального использования и защиты рыбных ресурсов. Кроме того, сегодня в мире действует несколько региональных и субрегиональных международных организаций, координирующих сотрудничество государств по вопросам рыболовства в открытом море.
Источник