Рисование.ру
Клод Моне
Французский художник Клод Моне является одним из основателей импрессионизма. «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет», — признался однажды Моне. Это ему удалось!
Клод Моне. Картины художника
Клод Моне. Сирень на солнце
1872-1873 гг. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва
«Сирень на солнце» была создана художником примерно в то же время, что и картина «Впечатление. Восходящее солнце», ставшая символом импрессионизма. И это полотно можно заслуженно отнести к числу лучших творений Моне.
Клод Моне. Сорока
1868-1869 гг. Музей д’Орсе, Париж
Сорока, давшая название картине, кажется маленькой темной точкой на фоне сверкающего снегом и солнцем зимнего пейзажа. Полотно создано за несколько лет до выставки, положившей начало истории импрессионизма, но приметы нового стиля уже прослеживаются здесь: сияющие краски, энергичная манера письма, оставляющая ощущение свежести и мимолетности первого впечатления.
Клод Моне. Белые кувшинки
1899 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Кувшинка — или водяная лилия — была любимым цветком Моне. За свою жизнь он создал десятки картин с ее изображением. «Белые кувшинки» относятся к числу поздних произведений художника; он написал эту картину в местечке Живерни в Верхней Нормандии, где у него был дом и где Моне прожил около сорока лет.
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце
1872 г. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Та самая картина, с которой начинался импрессионизм и которая вызвала в обществе столь бурные дебаты: один из критиков утверждал, что предпочел бы «Впечатлению» обычный клочок обоев. Но ведь название оправдалось — полотно живет и вдохновляет уже не первое поколение начинающих художников!
Клод Моне. Впечатление. Камилла Моне на скамейке в саду
1873 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Камилла — первая супруга Клода Моне, служившая моделью для многих его произведений. Она вместе с художником мужественно пережила времена крайней нищеты, когда его картины никто не хотел приобретать. И на картинах Моне Камилла почти всегда словно освещает собой окружающее: цветы (один из любимых мотивов в живописи Моне) и солнечный свет сопровождают ее неизменно.
Клод Моне. Женщина с зонтиком, повернутая влево
1886 г. Музей д’Орсе, Париж
У Моне есть несколько схожих картин, на которых изображена дама под зеленым зонтиком, ярко освещенная солнцем. Для полотна 1875 года «Прогулка, или женщина с зонтиком» позировала его жена Камилла с сыном. А в 1886 году художник практически повторяет эту картину — но со времени смерти Камиллы прошло уже более семи лет. Своего рода дань памяти.
Клод Моне. Терраса в Сент-Адресс
1867 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Яркое, солнечное произведение совсем не ассоциируется с житейскими невзгодами. Тем не менее оно создано в непростой для Моне период — из-за безденежья художник был вынужден поселиться в доме своего отца. Именно родственники живописца представлены на этой картине, в которой отразилось увлечение Клода Моне восточным искусством. Его черты проявляются в необычном ракурсе и нестандартной композиции, как будто урезанной снизу.
Клод Моне. Скалы в Этрета
1885 г. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун
Скалы в Этрета (Нормандия) — удивительное творение природы, созданное волнами и ветром. Художник рисовал их на рассвете и на закате, в солнечную погоду и в клубах тумана. После того как картины Моне приобрели известность, популярность городка среди туристов возросла во много раз. На этой картине — утес «Игла» и арка «Нижние ворота».
Клод Моне. Поле маков
1873 г. Музей д’Орсе, Париж
Главные герои этого светлого, яркого летнего пейзажа, созданного в местечке Аржантей — оранжево-алые маки. Женщина с мальчиком на первом плане, практически затерявшиеся среди цветов — это жена Клода Моне Камилла и их сын Жан. Интересно, что вдали виднеются еще две фигурки — тоже женщина с ребенком, моделями для которых послужили. кто? Конечно, тоже Камилла и Жан.
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже
1873 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Одно из самых известных произведений Моне — вид на бульвар из окна ателье парижского фотографа Надара. Картина словно бы не имеет композиционного центра, зато в ней четко обозначена перспектива, и взгляд зрителя следует в глубину полотна, вдоль бульвара, поделенного дневным освещением на две части — золотистую солнечную и серовато-лиловую теневую.
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар
1877 г. Музей д’Орсе, Париж
В жизни Клода Моне был период, когда он, как и большинство художников второй половины XIX века, вдохновлялся техническим прогрессом и разнообразными изобретениями. Дань этому увлечению — серия картин «Вокзал Сен-Лазар», который художник, верный своему методу, изображал в разное время и при разном освещении, сохраняя впечатление момента, характерные особенности того или иного времени суток.
Клод Моне. Женщины в саду
1866-1867 гг. Музей д’Орсе, Париж
Моделью для всех изображенных на картине женщин стала супруга художника. Люди здесь второстепенны, главный герой картины — свет. Легенда гласит, что Моне был настолько щепетилен в вопросах «достоверности впечатления», что бросал работу, как только солнце скрывалось за облачком, и возобновлял ее, только когда освещение становилось прежним.
Клод Моне. Тополя на солнце
1887 г. Государственная галерея искусств, Штутгарт
Художнику удалось удивительно достоверно передать цвет летнего неба, который оно приобретает во время полуденного зноя — серовато-белесое, почти утратившее голубой цвет. Моне часто работал над несколькими картинами одновременно, запечатлевая все нюансы изменений освещения — утром, днем, вечером.
Клод Моне. Гранд-канал
1908 г. Музей изобразительных искусств, Бостон
Картина, на которой изображен Гранд-канал в Венеции, в 2015 году была продана на аукционе Sotheby’s почти за 24 миллиона фунтов. Произведения художника, созданные им во время кратковременного пребывания в Венеции в 1908 году, очень интересуют искусствоведов и коллекционеров.
Клод Моне. На пляже в Трувиле
1870-1871 гг. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Нормандский курорт Трувиль всегда привлекал не только любителей морского отдыха — здесь творили многие художники. В частности, импрессионистов очаровывала изменчивая погода, дававшая возможность запечатлеть разнообразные капризы приморского климата — солнце, ветер, дождь.
Клод Моне. Руанский собор, портал. Солнечный свет
1894 г. МузейМетрополитен, Нью-Йорк
Цикл «Руанский собор» состоит из тридцати картин. Главным объектом художник делает каменные стены собора с их архитектурным убранством и игру света на них, а окружающее — небо, городской пейзаж — как будто не существует. Это позволило Моне сосредоточиться на изучении главного мотива своего творчества — изменяемости предмета в зависимости от освещения и времени суток.
Клод Моне. Пирамиды Порт-Котон, бурное море (скалы в Бель-Иль)
1886 г. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва
На острове Бель-Иль в Бретани Моне прожил всю осень 1886 года и создал там почти четыре десятка картин. Одна из наиболее известных сейчас украшает собой коллекцию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В свое время это полотно приобрел коллекционер Сергей Щукин — считается, что это была самая первая картина Моне, попавшая в Россию.
Источник
Самые известные картины Клода Моне с описанием
1. «Лондон. Парламент»
Уильям Тернер, британский мастер романтического пейзажа, был открыт Клодом Моне во время пребывания в Лондоне в 1870 году. Воздушная легкость живописи Тернера поразила импрессиониста. Обоих художников объединил настойчивый поиск способа воплощения в полотне мимолётного впечатления, но романтизм Тернера был неприемлем для Моне.
Спустя три десятилетия Моне возвращается на берега Темзы, помнящей его молодость. У него возникает желание посвятить новую серию полотен лондонскому туману: «Я попробую запечатлеть здесь несколько эффектов, связанных с потрясающим туманом над Темзой».
После 1901 года Клод Моне не выезжал из Живерни, лондонская серия картин, состоящая более чем из 37 полотен, была закончена в мастерской. В это время им была разработана сложная система соотношений цветов, без непосредственного соприкосновения с натурой, практически в абстрактной манере. Здание Парламента окутано густым туманом, сквозь который проступают его очертания. Оно предстает силуэтом, размытой тенью, лишенной материальности. Серия была показана в галерее Дюран-Рюэля с 9 мая по 4 июня 1907 года.
Мираж, феерия, фантасмагория, реальность и абстракция, правда жизни и декоративность, очарование красок и тончайшие переливы цветовых нюансов — вот что поражает в «Кувшинках». Квадратное полотно размером 2х2 метра написано более смело и свободно, чем ранние варианты, которые относятся к 1903-1908 годам. Вид пруда с кувшинками — шаг живописца в сторону абстрактной живописи, отход от идеи картины как описания природы.
Темно-синяя, зеленая, фиолетовая поверхность воды украшена округлыми островками розовых, желтых цветков. Отказавшись от принятых канонов композиции (линии горизонта), он решает сосредоточить внимание на изолированном участке водяной глади. Края холста резко обрезают плавающие на поверхности воды цветы, кажется, словно картина – часть чего-то большего.
«Кувшинки» входят в большой цикл «Нимфеи», состоящий из 250 изображений кувшинок, выполненных в последние три десятка жизни Клода Моне. Основная часть из этих работ была создана уже после того, как у художника начались проблемы со зрением (он страдал от катаракты).
Национальный музей западного искусства, Токио
3. «Впечатление. Восход солнца»
«Впечатление. Восход солнца» — полотно, созданное художником по возращению во Францию из Нидерландов. Критик Луи Леруа, освещавший важное культурное событие — первую выставку импрессионистов, состоявшуюся в 1874 году, писал следующее: «На ней (картине) не было ничего, кроме впечатленчества».
Мане послал холст, написанный из окна в Гавре: солнце в тумане, на первом плане – несколько виднеющихся мачт и корабль. Резкий стремительный мазок у Моне сильно напоминает сверкающее пятно. Добиваясь чистого, прозрачного света, Клод Моне не смешивает цвета на палитре, а использует краску из тюбиков.
Композиционным центром полотна служит яркое солнце, расположенное чуть выше линии горизонта. Преодолевая дымку, светило отбросило на гладкую поверхность воды тёплый отсвет.
Порт едва различим, все вокруг окутано густым туманом, лишь лодки на воде выделяются темно-зелеными пятнами. Их уходящие вдаль силуэты дают явное ощущение бесконечной глубины.
«Впечатление. Восход солнца»
Музей Мармоттан-Моне, Париж
4. «Завтрак на траве»
В 1863 году Клод Моне уговаривает своих друзей на Пасху поехать месте с ним поработать на пленэре в деревню Шайи-ан-Бьер, располагавшуюся на окраине леса Фонтенбло, где летом 1865 года он написал большую композицию «Завтрак на траве». Существует две версии картины: одна хранится в Париже, другая (повторение)– в России.
Моне вслед за Курбе и другом Базилем стремится найти решение проблеме изображения человеческой фигуры на пленэре. «Я поступал как все: сначала исполнял небольшие этюды на пленэре, потом в мастерской компоновал их воедино. Эта картина несовершенна, шероховатости для меня очень важны».
Главная особенность полотна – изображение солнечных лучей, которые проникают сквозь многочисленную листву. В «Завтраке на траве» струящееся лето мягко прикасается к коже изображаемых, тканям на одежде, посуде на скатерти, расстеленной на траве.
«Завтрак на траве»
ГМИИ им. А.С.Пушкина
5. «Сад в Живерни»
В 1883 году в возрасте 43 лет Клод Моне покинул Пуасси, свой дом на берегах Сены, последнее пристанище, которое вот уже несколько лет осаждали кредиторы.
На Живерни он обратил внимание случайно, проезжая мимо деревни на поезде. Именно это тихое, уютное место стало пристанищем для семьи художника. «Кроме живописи и садоводства я ничего не умею делать», -говорил Клод Моне. Нет сомнений, что в этих двух областях он превзошел многих.
В своем саду художник создает множество цветных ковров. Вместо того, чтобы искать мотив в природе, сталкиваясь с непредвиденными трудностями, Моне сам создает то, что хочет написать – он формирует потрясающей красоты сад. Сначала картина возникает в реальности, а потом уже на холсте.
6. «Стога»
Собственное творчество Моне приняло новое направление; это стало очевидным, когда в 1891 году он выставил у Дюран-Рюэля серию из пятнадцати картин, изображающих стогн сена в различное время дня.
Тема стогов в живописи не нова; до Моне ее уже использовали Милле, Гоген, Писсарро и Ван Гог, — каждый по-своему. Моне внедряет два новаторских элемента: тематическую серию и способ видения света.
Художник предполагал вначале, что для передачи предмета при различном освещении достаточно двух холстов — одного для пасмурной погоды, другого для солнечной. Но, работая над этими полотнами, он обнаружил, что эффекты света непрерывно изменяются, и решил удержать все эти впечатления на ряде холстов, работая над ними по очереди, причем каждый холст был посвящен одному определенному эффекту. Таким образом он пытался достичь того, что называл «мгновенностью», и утверждал, что очень важно прекращать работу над одним холстом, как только меняется свет, и продолжать ее над следующим, «чтобы получить точное впечатление от определенного аспекта природы, а не смешанную картину».
«Стога» имели огромный успех. Все полотна были проданы в течение трех дней после открытия выставки по очень высоким ценам: от 3000 до 4000 франков за картину. Камиль Писсарро в письме своему сыну Люсьену в марте 1891 года писал: «Покупают только работы Моне, кажется, что их не хватает. Ужаснее всего то, что все хотят иметь «Стога на закате» . Все, что он делает, отправляется в Америку по иене в четыре, пять, шесть тысяч франков».
Серия «Стогов» — одна из самых поэтичных и артистических в искусстве Моне. Волшебное владение магией взаимодополнительных цветов позволило впервые с такой очевидностью реализовать на холсте отсутствие теней (как темных вариантов того же цвета) и показать из как иной цвет, столь же яркий и прозрачный, как на свету.
«Стога сена в Живерни»
ГМИИ им. А.С.Пушкина
7. «Маки»
Картина, на которой художник изобразил жену Камиллу и сына Жана в поле неподалеку от дома в Аржантее, была показана на первой выставке импрессионистов. Как и на многих других полотнах Моне, Камилла написана с зонтом в руке, изящное очертания которого придают холсту особое очарование.
В левой верхней части «Маков», на вершине холма, поодаль от основных действующих лиц, еще два персонажа. Моне, желавший передать ощущение движения, добавил вторую прогуливающуюся пару (модели были те же – жена художника и сын).
Картина была написана на пленэре, на небольшом переносном холсте. Ракурс выбран таким образом, что яркие цветы, заполняющие левую часть композиции, расположены по диагонали, вдоль которой идут мать с сыном, словно выходя при этом за рамки картины. Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с переднем планом композиции.
8. «Руанский собор»
Клод Моне приехал во французский городок Руан в начале февраля 1892 года. Сняв жилье вблизи готического собора, он обеспечил себя единственной точкой зрения на архитектурное сооружение, которое планировал изобразить при разных погодных условиях. Импрессионист писал своей жене Алисе следующее: «У меня была ночь, полная кошмаров, собор сваливал меня вниз, он казался то синим, то розовым, то желтым».
Результатом его стараний стала серия, состоящая из 30 полотен, которую на сегодняшний день принято считать революционной. Художник решил сконцентрировать внимание на отдельных элементах готического собора, остановив свой выбор на портале, башне святого Мартина и башне Альбане.
У Моне интерес составляет лишь игра света на сером камне католического собора. Его увлекает исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать. Камиль Писсарро, побывавший на выставке в галерее поля Дюрана-Рюэля в 1895 году, писал сыну о картинах из этой серии: «Я нахожу в них великолепное единство, к которому сам так стремлюсь».
«Собор в Руане в солнце»
9. «Бульвар Капуцинок»
Красота городского пейзажа завораживает художника, часто изображавшего бульвар капуцинок в различное время года и в разное время дня. Стихия света, в котором формы и краски обретают новую жизнь, вторгается и в такие полотна.
Картина была написала из окон дома № 35, где находилась студия фотографа Надара. Об этом свидетельствуют две мужские фигуры, изображенные справа- прием, позволивший художнику отказаться от переднего плана.
Диагональ, образованная границей света и тени, уводит взгляд в глубину, где под светло-голубым прозрачным небом тают очертания домов, открывая манящую солнечную даль. Никто до Моне не сумел так живо передать города и в то же время поэтическую озаренность, которую вносит в нее солнечный свет. Его пример оказал влияние на Писсарро, вскоре обратившегося к аналогичным мотивам.
Художественный музей Нельсона-Аткинса
10. «Вокзал Сен-Лазар»
Группа картин, созданных в 1877 году, была посвящена одному из кружных железнодорожных вокзалов Парижа – Сен-Лазар. Стеклянная крыша общественного здания, под которой клубился густой дым, движение составов по рельсам, толпы людей, ждущих отправление поезда – все это захватывало художника, который часто переносил мольберт с места на места, улавливая необычные сюжеты. Изучая один мотив в разных аспектах, он (как и Дега) энергично и мастерски схватывал специфический характер общественного места и его атмосферу.
Моне считал, что «нашим художникам предстоит раскрыть поэзию вокзалов, как их отцы открыли в свое время поэзию лесов и рек».
Мотив привлек Моне и своим остросовременным звучанием, и захватывающей динамичностью, и сложнейшими светоцветовыми эффектами. Композиционно картины этой серии отнюдь не идентичны, художник менял точку зрения в поисках новых, неожиданных ракурсов, позволяющих с максимальной интенсивностью выразить стремительный бег паровозов, мелькание фигур на путях, клубы дыма, рвущиеся из труб и тающие в воздухе.
В этих картинах Моне смело утверждает новое понимание прекрасного в, казалось бы, прозаическом сюжете. Глаз художника открывает в нем бесконечные цветовые оттенки, а присущее ему композиционное воображение помогает объединить разрозненные наблюдения в целостную картину, исполненную захватывающей мощи.
Источник