Картины Айвазовского. 7 морских шедевров, 3 льва и Пушкин
Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи.
Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на 5-7 его картин и познать всего Айвазовского.
Я докажу, что это не так. Что Айвазовского нельзя назвать скучным пейзажистом.
Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения, морские сражения. Сюжеты весьма занятные для просмотра.
Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.
К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Среди его работ вы найдёте изображение львов, убивших верблюда. Портрет прекрасной женщины. И даже Пушкина.
Айвазовский был изобретателен. Не любил повторяться. Задача кажется маловыполнимой. Учитывая, что за всю жизнь он создал 6 000 работ!
Вот лишь 7 тематик его амплуа. Которые раскрывают все разнообразие его творчества.
Все репродукции в статье кликабельны.
1. Шторм и кораблекрушение
Девятый вал. 1850 г.
“Девятый вал” – самое известное кораблекрушение Айвазовского.
Рассвет. На отломанной мачте – горстка спасшихся моряков. Они герои. Которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.
В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Посмотрите, насколько прозрачна волна.
Вам может показаться, что такую картину создают долгие месяцы. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера.
Его не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море!
С годами Айвазовский не растерял мастерства. Посмотрите на его работу “Корабль среди бурного моря”. Созданную 37 лет спустя после “Девятого вала”.
Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 г. Государственный Эрмитаж , г. Санкт-Петербург
Преклонный возраст не помешал Айвазовскому изобразить потрясающе красивую воду. Как вы понимаете, эта картина также создана за несколько часов.
2. Величие российского флота
Чесменский бой. 1848 г.
“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.
Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.
Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.
Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.
Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.
Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.
Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.
Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург
3. Ночное море
Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г.
Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.
Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.
Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.
Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!
Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.
Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция
На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.
4. Религия и море
Хаос или Сотворение мира. 1841 г.
Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.
Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.
Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.
Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”
Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.
Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.
Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).
Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. biblia-zhivopis.ru
5. Море и Пушкин
Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.
Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.
Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”
Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.
Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org
Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.
Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.
Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.
Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.
6. Просто море.
Среди волн. 1898 г.
“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?
10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.
Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.
“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.
Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.
Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.
Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).
Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. wikipedia.org
7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет
Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.
Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.
А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.
Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org
Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.
Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.
Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.
Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.
Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.
Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.
Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Источник
Самые известные картины Ивана Айвазовского с названиями
Удивительное светящееся море Ивана Айвазовского, детально выписанные корабли и живописные виды не только будоражили умы его современников, но и сегодня живо волнуют посетителей выставок. Далее мы рассмотрим несколько примеров наиболее ярких работ художника, кратко опишем историю их появления или какие-то интересные факты, а также рассмотрим примеры самых дорогих уходов его картин с крупных аукционов.
Самые популярные картины Айвазовского
Картина «Девятый вал»
Одной из самых ярких работ Ивана Айвазовского, неизменно запоминающихся каждому, является «Девятый вал». Как только Айвазовский выставлял картину, вокруг нее тут же собирались очереди, а зрители подолгу не могли оторвать глаз от необычного морского пейзажа. Среди них был и 19-летний Иван Шишкин, который несколько часов завороженно разглядывал удивительную картину.
И в ней было чему удивляться. С одной стороны, это тематика девятого вала, который по преданию многих моряков является самой сильной и убийственной волной. С другой, это проблеск солнца, олицетворяющий луч надежды даже в самой безнадежной ситуации. И будто бы светящиеся изнутри волны, завораживающие моряков даже в смертельный час. По одной из версий, передать такое удивительное сочетание красоты момента и его трагичности Айвазовскому помог пережитый шторм. В то время как другие члены его корабля мучались от ужаса, художник был в полном восхищении от грандиозности происходящего и в дальнейшем по памяти восстановил этот сюжет в мастерской.
Необычные, пронизанные светом волны оставляли у зрителей неизгладимые впечатления. Известный коллекционер Павел Третьяков даже написал Айвазовскому, чтобы тот дал ему такую волшебную воду, которая передает его бесподобный талант. Он жаждал купить «Девятый вал», но художник продал картину императору Николаю I для Эрмитажа. Так полотно попало в Русский музей, где им и сегодня могут любоваться посетители.
Картины «Чесменский бой» и «Наваринский бой»
Целую серию картин Айвазовский посвятил морским сражениям, о которых знал не понаслышке. Он не только видел войну своими глазами из осажденного Севастополя, но и потерял в ней многих своих товарищей. Наиболее яркими работами этой серии являются картины «Чесменский бой» и «Наваринский бой».
Полотно «Чесменский бой» художник посвятил событию, которое произошло в 1770 году. Тогда, во время Чесменского боя, русский флот одержал победу над турецкими войсками. Чтобы понять особенности сражения того времени, Айвазовский получил разрешение от императора знакомиться с архивными документами, а также ориентировался на документальную картину Я.Ф. Хаккерта об этом бое, выполненную по заказу Екатерины II. Имея удивительную способность стремительно писать картины, он часто создавал их всего за несколько дней или даже часов. Но эта работа заняла у него больше года. И это того стоило, так как в итоге мастер сотворил еще один шедевр, который был удостоен ордена.
Примерно в это же время была создана еще одна картина, посвященная подвигам русского военно-морского флота. Это работа «Наваринский бой», описывающая драматический момент сражения. Флагманский корабль русского флота «Азов» поврежден, но все равно идет в наступление, демонстрируя зрителю неминуемый исход сражения. Картина отражает битву 1827 года в Наваринской бухте между турецко-египетским флотом и русской флотилией. Кстати, именно на «Азове» служили будущие адмиралы П.С. Нахимов и В.А. Корнилов. Работа также стала одной из лучших картин Айвазовского.
Картина «Радуга»
Если первые картины Ивана Айвазовского были встречены восторженно, то со временем у него появились противники. Критики стали упрекать художника в том, что его работы едва отличаются одна от другой, а его талант начинает увядать. В ответ на эти колкие замечания мастер морских пейзажей пишет полотно «Радуга», которое лишь внешне может показаться схожим с остальными. Как будто мы видим все то же море, все ту же тему кораблекрушения, но цветовая гамма произведения сильно меняется.
Работа была создана в 1873 году и на то время представила нетипичное колористическое решение. Вместо привычных серых, зеленых и синих тонов моря мы видим нежные розовые и голубые оттенки, а также мягкие цвета радуги, которая как купол накрывает тонущий корабль и спасающихся в шлюпке моряков. Маринист очень тонко подошел к оттенкам, скрупулезно проделав все переходы от темных к светлым участкам, от одних тонов к другим.
Даже раму картине Айвазовский сделал черной вместо привычной золотой, чтобы подчеркнуть новизну своих работ. Но и без рамы ему это прекрасно удалось. Картина произвела большое впечатление на зрителей, в том числе и на Павла Третьякова, который назвал ее жемчужиной русской живописи и приобрел для своей коллекции. Заметим, что изначально «жемчужину» автор назвал «Штормом», но по завершению картины изменил название на «Радугу». Все же именно это природное явление как символ веры и спасения в безнадежной ситуации является центральным для этой картины.
Картина «Среди волн»
Работа «Среди волн» — это одна из зрелых и поздних работ художника, созданная им в возрасте 81 года. Будучи крепким и бодрым, мастер, даже в столь почтенном возрасте продолжал творить удивительные работы. Возможно, картина могла бы стать одной из многих, посвященных выживанию моряков, но в ее сюжет вмешался случай. Художник изобразил на ней бушующее море, небольшую шлюпку спасающихся людей и показал работу родственнику, имеющему чин морского офицера. Однако последний усомнился в том, что люди на такой хлипкой посудине смогли бы хоть немного продержаться на таких волнах. Айвазовского задела такая критика, но реализм был для него на первом месте, поэтому на другой день на картине уже не было ничего, кроме самого моря.
В результате все усилия были сосредоточены на передаче мощи штормового моря: загадочного и непредсказуемого, убийственного и в то же время дарящего надежду на спасение. Работа получилась великолепной, а слух о том, что маэстро написал такую огромную картину всего за десять дней, заставил художников самых разных стилей и мастерства устремиться к нему в Феодосию. В конечном итоге картина «Среди волн» стала одной из самых ценных для художника и была им лично передана в дар Феодосии.
Картина «Хаос»
Хотя Айвазовский неизменно писал морские пейзажи, не всегда они касались тематики шторма, выживания, парада кораблей или живописных видов. Не менее значимой для художника была и религиозная тематика, в которой одной из самых ярких работ стало полотно «Хаос». Как и многие живописцы, успешно закончившие Императорскую академию художеств, Айвазовский по окончанию учебы отправился в заслуженную поездку по Италии. Именно там он создал картину «Хаос», на которой изобразил библейское предание о сотворении земли. На холсте мы видим мрачные мечущиеся волны и огромный темный силуэт тучи, символизирующие хаос, темную сторону. Но над темными силами мастер изобразил сияющий силуэт божественной силы, которая неизменно сотворит из хаоса порядок.
Завершив работу над картиной, художник выставил ее в Неаполе и Риме, где ее сразу заметили. Холст с невиданными доселе столь живописными небом и водою так поразил зрителей, что они рассказывали о нем из уст в уста, пока об этом не стало известно Папе Римскому Григорию XVI. Глава Ватикана был так поражен художественным шедевром, что вручил Айвазовскому золотую медаль и попросил продать ему эту тонкую библейскую работу. Художник картину отдал, но от денег отказался. В настоящее время «Хаос» находится в Венеции в музее армянской конгрегации мхитаристов.
Картина «Черное море»
Еще одна известная картина Айвазовского называется «Черное море». Работа также была создана в зрелые годы мариниста и посвящена морской стихии. Будучи всецело поглощенным морем, художник представлял зрителю Черное море с самых разных позиций: на одних холстах оно спокойное, освещено солнечным или лунным светом, на других оно яростно бушует и грозит гибелью морякам, на третьих укрыто туманом… Но в работе «Черное море» он убирает накренившиеся корабли, опасные скалы и погибающих моряков. На первый план здесь выходит само море — темное и грозное, на котором уже начали подниматься волны. О том, что речь идет именно о начале шторма, говорит другое название картины — «На Черном море начинает разыгрываться буря». И мы можем лишь догадываться, какая судьба ожидает расположенный на заднем плане корабль.
Картина была создана в 1881 году и так впечатлила зрителей, что считается одной из самых значительных работ Айвазовского. Так, художник Иван Крамской назвал «Черное море» одной из самых грандиозных картин, какие ему приходилось встречать.
Самые дорогие картины Айвазовского
Работы Ивана Айвазовского высоко ценятся на аукционах международного уровня. За последние десятилетия в период с 2000 по 2020 годы на торгах было продано 664 его картины на общую сумму 198 млн долларов. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.
Рекорд всех продаж на торгах поставила картина «Вид Константинополя и Босфорского залива», которая выставлялась на аукционах трижды. Первый уход произошел в 1995 году в Лондоне на торгах Sotheby’s, откуда работа ушла за 426 тысяч долларов при примерно такой же начальной стоимости. В этом же аукционном доме картину выставили в 2008 году с эстимейтом 3,8-4,5 млн долларов. Однако продажа так и не состоялась. Зато она состоялась в 2008 году: при начальной стоимости 1,9-2,9 млн долларов картина ушла с молотка за 5,2 млн долларов (3,2 млн фунтов стерлингов), став самой дорогой картиной художника.
Другая крупная продажа касается картины «Американские суда у скалы Гибралтара», созданная автором в 1873 году. Эта работа является ярким примером того, насколько невероятно тонко художник мог запомнить и передать по памяти бушующую стихию. По словам самого Айвазовского, природные явления вроде бури, ветра, поднявшейся волны невозможно писать с натуры, а можно только запомнить и писать так, как подскажет холст, не следуя какой-то логике. Возможно, поэтому его работы столь живописны, так много внимания уделено именно природе, а не тяжести положения моряков. Работа была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов стерлингов.
Еще один морской пейзаж Айвазовского был продан в 2020 году, причем это уже третий уход для картины «Кораблекрушение у берега Черного моря». В произведении мы видим тот же прием слияния темноты и безысходности с надеждой на благополучный исход.
Если посмотреть историю владения картин многих именитых художников, то многочисленные шедевры застревали за границей, были спрятаны от уничтожения, обменяны, распроданы в неспокойное время, отсужены у музеев наследниками или пережили другую непростую участь. Но эта картина попала на распродажу иным способом. Полотно приобрел у художника Джеймс Диксон для своего замка в Швеции, где она провисала добрую сотню лет. За такой долгий период все прямые наследники замка скончались, и после этого картину отправили на аукционы. Первая продажа состоялась в 2006 году на торгах Sotheby’s за 1,5 млн долларов. Но уже в 2014 году картина появилась здесь же и была продана за 2,7 млн долларов, а в 2020 году она ушла с торгов Sotheby’s за 2,9 млн долларов.
Среди примеров картин, которые на торгах преодолели планку в миллион долларов, можно назвать еще немало работ. Это «Отплытие Колумба из Палоса», «Прогулка на закате», «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре», «Закат над Искьей» и многие другие работы жанра морского пейзажа.
Картины Ивана Айвазовского можно рассматривать еще долго, ведь за свою продолжительную творческую жизнь мастер создал более шести тысяч живописных полотен. Мы назвали лишь несколько самых известных его работ, однако каждый может сделать для себя свои открытия в творчестве русского художника и составить свой список гениальных творений мастера.
Источник